ЗВЁЗДНЫЕ МИСТЕРИИ ДЕНДЕРСКОГО ЗОДИАКА

Астрология возникла в глубокой древности, когда народы связывали свои мифологические представления с конфигурациями небесных светил. В период с III по I века до н.э. мифологические системы древних цивилизаций постепенно сливались в единую доктрину.

Именно в этот период, когда процесс объединения мифологических систем уже шел к своему завершению, в Дендерах был построен храм богини Хатор. В этом храме находятся два хорошо известных, но слегка различных между собой изображения небес: круглый потолочный зодиак, а также квадратный зодиак во внешнем гипостильном зале. На круглом потолочном зодиаке небо изображено таким, каким оно представлялось в ту эпоху. На нём изображены легко узнаваемые нами созвездия, имеющие связь с астрологическими знаками эпохи эллинизма, а также с другими астральными символами. Они вырезаны на диске, который держат богини четырех сторон света и восемь богов с головами сокола.

На этом плафоне зафиксирована астрологическая доктрина позднего эллинизма. Поскольку в дальнейшем безжалостное время уничтожило большую часть культурных памятников античного времени, то древние знания, которые символически были отображены на плафоне дендерского храма, к настоящему времени, в основном, утеряны. В результате мы имеем дело с древним языком, ключ к понимаю которого утрачен. По большому счету, дендерский зодиак является единственным цельным изложением эллинистической астрологической системы. Ниже приведен авторский вариант её реконструкции.

ЗОДИАКАЛЬНЫЕ МИСТЕРИИ

ОВЕН

Изначально в вавилонской астрологии созвездие «Овна» называлось «наемный работник» и символизировало весенние полевые работы. В смысловой связи с этим созвездием стояло созвездие «плуг», которое, собственно, и считалось первым созвездием в вавилонской астрологии. Это созвездие состояло из звезд современного «Треуголька» и «Андромеды». «Плуг» символизировал работу, которую человек должен выполнять на своем поле-судьбе.

Овен всегда символизирует порождающую энергию в абстрактном виде. В частности, олицетворением этой энергии был бог Хнум-Ра. Считался демиургом, сотворившим весь мир и даже самих богов. В этой ипостаси он имел титул: «Ваятель, который оживляет». В преисподней он исцеляет члены умерших. Тексты величают его «творцом неба, земли, преисподней, воды, гор, сотворившим людей, создавшим богов, отцом в начале мира».

Он был богом плодородия, покровителем земледелия и считался хранителем Нила – подателя плодородия. Хнум был хранителем душ всех богов, поэтому зачастую отождествлялся с Амоном, а также был воплощением души бога земли – Геба.

Созвездие в целом символизирует воплощение души на земле, т.е. обретение ею плоти, и начала самостоятельного существования. Хнум («соединитель», «образователь») являлся создателем животной души человека (эфирного двойника) – «ка», и покровителем вечной души – «ба», – название которой произносилось точно также как и название барана. Как бог-творец он лепит на гончарном круге тело ребенка и заставляет его в семени попасть в живот матери.

Хнум-Неф был главным богом реинкарнации, обеспечивающий душе возможность очередного воплощения. Защитная функция Хнума проявлялась в том, что он защищал Египет от внешних врагов. В этой ипостаси он был «владыкой порогов» (южная граница Египта) и «противостоящим лукам, тем, который повергает [врагов]».

Хранительница жизненных сил.

В той точке, которая связана с выбором судьбы, изображена львиноголовая богиня Сохмет (Могучая) – воплощение демиургических сил ока Уаджет. Грозная, не знающая жалости и сострадания богиня защищает своего великого отца, Владыку Всего Сущего Ра от злых демонов и карает людей за их грехи. Страшен гнев Сохмет: он приносит засуху, эпидемии, мор, войны.

Сехмет олицетворяет космический огонь, выжигающий все земные примеси и несовершенства, чтобы вещество могло возвыситься до духовного уровня. Однако она имеет и возрождающий, жизнетворный аспект. Её образ Красной Богини ассоциируется с кровью млекопитающих; во-видимому, она была единственным египетским божеством, в честь которого делались человеческие жертвоприношения. В этом аспекте она была покровительницей египетской армии, охраняющей защитников Ра: она пила кровь их врагов и укрепляла Врата Двух Земель своим устрашающим огневым щитом.

Сехмет носит солнечный диск как корону, увенчанную «коброй света и тьмы» из гермопольской фазы творения. Она поляризует творческий огонь Ра, выжигая шлак, остающийся в веществе, очистительным светом солнца. Этим действием Сехмет «посвящает» вещество духу перед его воплощением. Сехмет тесно ассоциируется с Бастет – божеством, изображавшимся в виде домашней кошки. Вместе эти нетеру представляют двойственный аспект солнечного принципа на земле: разрушительный, очистительный огонь и питающее, жизнетворное тепло солнца. Сехмет носит кремневый нож бальзамировщика, который провозглашает смерть, а Бастет носит погремушку-систр, приветствующую появление новой жизни в чертоге рождения. Обе богини выражают исключительные характеристики семейства кошачьих: полностью отражающие свет линзы глаз и полная гибкость кошачьего позвоночника.

Богиня является олицетворением главной звезды созвездия Рыб – Эль-риши. Это звезда духовного просветления, самопознания. Дает проникновение во внутреннюю сущность вещей. Эта звезда располагается на границе Овна и Рыб.

Эта богиня охраняет новорожденных младенцев от сглаза и злых духов. Декан, располагающийся под этой богиней, символизирует новорожденного младенца – воплотившуюся душу. Душа здесь символизируется младенцем Ра, родившимся из цветка лотоса.

Надзирательница и советчица.

Следом за Сохмет идет богиня с жезлом власти, которая может быть отождествлена с богиней, надзирающей над жизнью человека. Эта богиня в греческой традиции называлась «Керой» и олицетворяла смерть. Каждый человек в момент своего рождения поступал под «опеку» своей Керы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни от рождения до смерти, выступая в качестве свидетеля его деяний и советчика в трудных ситуациях. В классический период богиней, обрывающей нить человеческой жизни, была мойра Атропос.

Косвенным подтверждением этого предположения являются следующие обстоятельства. Во-первых, фигура богини расположена в том месте небесной сферы, где находится «пасть Кита», обозначенная зловещей звездой «Менкар». Эта звезда приносит болезни, потерю чести, разорение, травмы, нанесенные дикими животными, болезнь и неудачи. Иногда указывает на смерть от удушья или угрозу такой смерти. При этом «Керу» представляли как женщину, которая в момент смерти поглощала человека, т.е. лишала его жизненных сил или душила удавкой. Во-вторых, декан, располагающийся под фигурой богини, представляет собой четырех кобр, стоящих на пьедестале, которые могут символизировать, в частности, 4 возраста жизни человека.

В скандинавской мифологии богини смерти назывались Валькирьями. Они относили в рай – Валгалу, – души храбрых воинов, павших в битве. Поскольку только такая смерть считалась достойной настоящего мужчины, то только воин, павший с мечом в руке, мог рассчитывать на помощь своей девы-хранительницы и после смерти. К трусам и дезертирам дева являлась в образе страшной старухи, с косой и удавкой.

Великая пряха.

Еще одной богиней судьбы, определяющей характер жизни человека, была «Пряха», выпрядающая перед рождением человека нить его жизни, символизирующей его жизненный путь. В изначальной греческой традиции этой пряхой была богиня «Айса». В классический период ее функции взяла на себя мойра Клото. Из своей пряжи она изготовляла одежду для новорожденного. Если нить была качественной, то из нее получалась удобная и красивая одежда, символизирующая счастливую жизнь. Отсюда, кстати, пошло выражение «родиться в рубахе», которое в переносном смысле означало «получить хорошую судьбу». Существовало и более общее представление о том, что судьба это «пряжа богов».

В этой связи колесо прялки зачастую выступало в качестве еще одного символа судьбы – «колеса фортуны». Так традиционный образ «Фортуны» – богини счастливой судьбы, – также ведет свое происхождение от «великой пряхи». При этом поворот колеса прялки символизировал очередной этап человеческой жизни.

Джордж Томпсон связывает возникновение этого образа богинь – Прях – с обычаем, по которому старые родственницы, ухаживающие за детьми, ткали для ребенка одежду к его рождению. Функции же этой одежды первоначально были повсюду тесно связаны с магией в том смысле, что эта одежда таинственным образом была связана с самой человеческой жизнью. Этими же представлениями объясняется и обычай украшать свое тело магическими знаками, разрисовкой и татуировкой, навешиванием различных украшающих предметов: ожерелий, браслетов, колец. В Греции новорожденного ребенка окутывали пеленками и вешали на него амулеты. Эти предметы обозначались общим словом «gnorismata» (приметы), потому что именно по ним можно было определить личность носителя.

В экваториальных областях с комфортным климатом, где человек не нуждался в одежде, как в защите от неблагоприятных условий окружающей среды, такой взгляд на платье, очевидно, не мог сформироваться. Поэтому в Египте сама телесная плоть воспринималась в качестве одежды-оболочки для истинного тела человека – Ка, – являющегося его эфирным двойником. Именно с этой мифологемой связана практика мумифицирования тел умерших людей, которые необходимо было сохранять, по крайней мере, до тех пор, пока существует Ка человека, т.е. его земная душа. Мумифицированное тело, согласно этим представлениям, позволяло поддерживать жизнь Ка бесконечно долго, вследствие чего жизнь умершего в загробном мире являлась продолжением его земной жизни, которую он мог вести до тех пор, пока его мумия сохранялась и родственники ухаживали за его гробницей. Если мумия разрушалась, то Ка, лишенное своего тела, засыпало смертным (летаргическим) сном, от которого могло пробудиться только после воскресения тела. Эти воззрения легли в основу христианской доктрины «воскресения мертвых» перед последним (страшным) судом.

Если же мумия человека истлевала, имя человека забывалось и любое его изображение уничтожалось, то Ка могло умереть – раствориться в окружающем мире. Именно поэтому в Египте стирали любую память о людях, на которых было наложено проклятье. Целью этой операции было уничтожение его Ка. Однако, Ка могло возродиться в новом теле. Это воззрение лежало в основе теории реинкарнации. Так в мистериях Осириса Сет, имея целью уничтожить Ка Осириса, разрубает его тело на 14 кусков и разбрасывает их по всему Египту. Однако, Исиде удается воскресить своего брата и мужа, собрав и соединив разрозненные части его тела. Таким образом, Ка умерщвленного бога, воскресало в воссозданном теле.

Пряха была олицетворением созвездия «Кассиопея», которое хорошо видно в северных широтах, однако в экваториальных областях оно невысоко поднимается над горизонтом. В результате на дендерском зодиаке созвездие Кассиопеи имеет весьма странный с точки зрения нордической культуры символ – бабуин и газель, сидящие спина к спине. Вероятно, в Египте и Вавилоне оно не входило в число значимых созвездий.

Символически это означало, что в северных широтах рождаются люди с гораздо более фатальными (роковыми) судьбами, которые должны пройти строго определенный жизненный путь, исполнив определенное предназначение. В этом смысле «нити судьбы» понимались как «узы» (путы), ограничивающие свободу человека, т.е. связывающие его волю.

ТЕЛЕЦ

Созвездие быка олицетворяет производительную силу, земное богатство и власть человека над природой. Животворящую силу земли и ее богатство. Бык считался символом земного счастья и процветания, а также удачи и мастерства в ремесле. Бык был символом «Ка» – эфирного двойника человека, сосредоточения его жизненных сил.

Мифологема этого созвездия связана с выделяемой человеку долей материального богатства, которое в земледельческих обществах определялась количеством земли, в скотоводческих числом скота, и в промысловых – богатством охотничьих угодий.

Зачастую бык символизировал саму землю, т.е. земную твердь, возникшую посреди первозданного океана. В мифах разных народов существует сюжет о путешествии людей от одного материка к другому на спине огромного быка. Таков, в частности, авестийский миф о быке Сарсаоке или греческий миф о путешествии Европы на спине быка, в которого превратился Зевс.

Поэтому совершенно не случайно древние евреи, уведенные Моисеем из Египта, отчаявшись получить землю обетованную, стали поклоняться золотому тельцу, в надежде получить таки эту землю, чем вызвали праведный гнев своего духовного лидера.

Также вполне закономерным оказывается тот факт, что Петр I-й основал город Санкт-Петербург (27 мая 1703 года) в тот момент, когда Солнце находилось в зоне главной звезды созвездия Тельца – «Альдебаран». Это королевская звезда марсианской природы. Дает ум, красноречие, стойкость, цельность натуры, симпатии, храбрость, суровость, склонность к бунтарству. Предвещает славу, ответственную должность, общественное признание и социальный рост, влияние или богатство, приобретенное благодаря другим людям; приносит симпатии других людей, известность, почести, что часто приводит к потере чувства меры.

Ведь новый город, по замыслу царя, должен был закрепить за Россией прибалтийские земли, отвоеванные им у Швеции в ходе северной войны. Таким образом, город на Неве является одним из воплощений мифа созвездия Тельца: «город, поднявшийся из пучины вод со дна морского». Кстати, это географический факт – «северная Венеция» действительно стоит на дне моря, чьи волны плескались здесь, еще каких-нибудь 10 тыс. лет назад.

Первоначально в Египте священный бык «Апис» почитался в качестве воплощения и Ка Птаха, бога Мемфиса. По этой причине он считался также символом фараона. Так как словом «Ка» в Древнем Египте также передавалось слово «бык», Апис должен был существовать в теле реально существующего быка, а после его смерти переселяться в тело нового быка.

Под Быком находится фигура шагающего бога в короне Верхнего Египта, держащего скипетр власти. Этот бог является олицетворением созвездия Ориона, символизирующего охотника и первого царя земель – Осириса, покорившего дикую природу древнего Египта и основавшего древнее царство. Именно он был основателем древнеегипетской цивилизации, давшим ей законы.

Близнецы.

Иероглифически созвездие изображает стоящую женщину, осененную звездой Поллукс. Мужчина в противоположность ей идет. Над его головой звезда Кастор, левая рука его вынесена активно вперед. Ее левая и его правая рука соединены, что символически указывает на необходимость гармоничного соединения двух начал: женской потенциальной энергии и мужской реализующей. В целом символизирует сотрудничество противоположных, но диалектически взаимодополняющих друг друга сил.

Созвездие Близнецов символизирует первичное (родовое) человеческое общество и общественный договор, лежащий в его основе. Этот договор играет роль сценария общественной жизни, согласно которому каждому человеку присуждается определенная роль-функция, которую человек будет играть в миру.

Символизирует этот процесс созвездие «Возничего», символом которого на дендерском зодиаке является мужчина со змеей в руке. Миф этого созвездия связан с конкурентной борьбой, разворачивающейся между людьми за право играть в обществе одну из престижных ролей. Поэтому не случайно, что греки отождествили это созвездие с колесницей, которая участвовала в спортивных состязаниях.

Формирование общества связано с процессом именования (наделения именами) членов общества, поскольку именно имена являлись магическими формулами, содержащими в себе суть общественной роли человека. Процесс наделения именами в египетской мифологии курировал бог Тот – создатель языка и письменности. Эта функция Тота символически отображена деканом, соответствующим началу созвездия Близнецов. Символ декана изображен как змей с головой ибиса, увенчанный короной «атеф» (головной убор из двух высоких перьев, как правило, голубого (небесного) цвета – символ божества и величия).

В египетской мифологии олицетворением мужского начала был Осирис, который на дендерском зодиаке был олицетворением созвездия Ориона. Олицетворением женского начала была его сестра и жена – богиня Исида, которая на дендерском зодиаке была олицетворением звезды Сириус и всего созвездия, названного греками «Большой пёс». Исида здесь представлена в виде священной коровы. Между Осирисом и Исидой помещено изображение их сына Гора в образе сокола в двойной короне, которая символизировала власть над обеими частями древнего Египта.

Эти три персонажа образовывали «троицу», которая часто фигурировала в древнеегипетском искусстве. При этом сам Гор также символизировал триединство Солнца, Небесного Царя и фараона, которые образовывали еще одну триаду египетской мифологии.

Согласно египетскому мифу, Исида зачала Гора непорочным образом от духа Осириса после его смерти. Царь Египта, как известно, был убит своим коварным братом Сетом, который таким образом хотел отобрать у него царство. Исида была вынуждена долго скрываться вместе с сыном, который затем выступил мстителем за смерть отца и победил Сета в поединке, отрубив у злого бога гениталии, лишив, таким образом, своего противника репродуктивной силы. Сет же вырвал у Гора его глаз, который в дальнейшем превратился в око Уаджет. В дальнейшем Гор вернул свой глаз, ставший воплощением провиденциальной силы небесного покровителя египетских фараонов.

Рак.

Созвездие Рака было связано с материнской ипостасью Вечной Женственности и символизировало утробу или чрево «Великой Матери», из которой рождаются живые существа. Одним из символов этой утробы был краб, панцирь которого символизировал защищенное пространство женской утробы, а его клешни охранительную функцию женщины.

Главной звездой созвездия Рака является звезда «Сертан» от арабского «Аз-Зубана»«клешня». Именуется «Убежище» или «Тайник». Это звезда откровений, пророчества, изобретательства, проникновения в прошлое.

Вторым значимым объектом этого созвездия является звездное скопление «Ясли». Это скопление символизирует детскую колыбель или корзину, в которую клали младенцев. Также иначе эта колыбель ассоциировалась с «яслями» – кормушкой для скота. Эта колыбель фигурирует во многих мифологиях мира. Например, существует устойчивый сюжет сплавления ребенка в корзине по реке, после чего его находят и воспитывают приемные родители.

Этот сюжет фигурирует в Евангелии от Луки, когда младенца Иисуса после рождения в хлеву среди домашнего скота кладут в ясли. Причем в созвездии Рака имеются две звезды, которые называются Южный и Северный Ослики. Так что легенда о рождении Спасителя включает в себя все сюжеты созвездия Рака.

Под изображением краба находится изображение священной коровы, олицетворяющей звезду Сириус и Вечную Женственность в египетской мифологии. По всей видимости, это «великая белая корова Гелиополя» — мать мемфисского быка Аписа, которая считалась священным животным богини-матери Исиды.

В образе коровы в древнем Египте также почитались, по крайней мере, еще три богини: Нут – богиня неба, рождающая звезды, Исида в ипостаси богини Шентаит, предстающей в облике коровы-покровительницы погребальных пелен и ткачества и повелительницы священного саркофага, в котором возрождается тело убитого братом Осириса, и богиня Хатор, которая была богиней неба, плодородия, любви и покровительницей детей.

Лев.

Иероглиф этого созвездия достаточно сложен. В целом созвездие символизирует земную власть царя над людьми.

Центральной фигурой созвездия является Лев – символ мужества и силы, опорой ему служит змий – символ мудрости. Этот змий является олицетворением созвездия «Гидра», которое вавилоняне и египтяне называли «Змея». На хвосте льва изображена кроткая дева, олицетворяющая звезду Денебола и символизирующая высшую мудрость, которая управляет львом. На конце хвоста змия сидит сокол – символ бога Гора, а в кресле над спиной Льва – человек, обращенный лицом к небу, со свитком в руке – символом тайных знаний. Это бог знания Сиу, который помогал богу-творцу Атуму созидать здание мира.

В целом созвездие символизирует царя, наделенного властью в полном расцвете сил, занимающегося созидательным творчеством.

Главная звезда созвездия – «Регул», – сердце Льва. «Звезда Царей» или «Страж Севера», она формирует такие качества, как благородство, искренность, открытость, храбрость. Дает связи с властями, с уважаемыми и известными людьми. Приносит боевую славу, вскоре сменяющуюся потерей положения; успех, возвышенные, величественные идеалы; сила духа; делает человека великодушным, исключительно свободолюбивым, благородным, амбициозным, смелым и независимым; любовь к власти, лидерству, дарам.

При этом проекция Регула на эклиптику практически совпадает с проекцией главной звезды созвездия Гидры – «Альфаргом». Эта звезда является олицетворение сердца коварного змия. Поэтому она дает мудрость, почитание искусства, глубокое знание людей. При этом человеку свойственны бурные страсти, недостаток самоконтроля, недобропорядочность, бунтарство. Все это может привести к напрасной смерти через утопление, отравление, удущье, заражение крови, отравление газом. Опасность для жизни при неправильном употреблении лекарств, укусы змей, ядовитых насекомых или бешеных собак. Окружает мужчину – носителя звезды, – коварными и ядовитыми женщинами, которых наделяет хитростью, коварством, безнравственностью, обольстительностью и неуправляемостью. Может привести к трагическому финалу.

При этом все созвездие Гидры указывает на опасность морских катастроф, особенно звезды, образующие голову морского змея, где находится его пасть. Так в карте начала плавания «Титаника» (10 апреля 1912 12: 00 Саутгемптон) восходил 9-й градус тропического знака льва, на который проецируется «голова гидры».

Звезда «Денебола», олицетворением которой является дева, стоящая на хвосте Льва, указывает на удачные начинания, которые, однако, могут закончиться провалом, позором и бесчестием. Дает способность быстро оценивать ситуацию, и указывает на счастливое состояние души. При этом указывает на излишнюю гневливость, а также на смелость, великодушие, сострадание к ближним и участие в делах других людей.

Под передними лапами Льва изображена девушка с луком, являющаяся олицетворением богини Сатет (или Сатис в греческой традиции). Она была богиней войны и защитницей южных земель, убивающей врагов фараона своими стрелами. Говоря современным языком, она выступала в роли главной телохранительницы фараона. Олицетворяет звезды из созвездия Большого Пса. Греки соотносили ее с Герой.

Следующая дева, изображенная за Сатет, – ее дочь Анукет (Анукис в греческом варианте). Она изображена с двумя кувшинами воды, символизирующими Белый и Голубой Нил, являющимися двумя истоками большого Нила. Анукет была хранительницей места слияния двух рек и покровительницей разливов Нила, обеспечивавших плодородие Египта. Была олицетворением звезд носовой части корабля Арго. В Греции отождествлялась с хранительницей домашнего очага – Гестией.

Эти две богини вместе с Хнумом составляли Великую триаду Элефантины. Их считали защитницами Нила, ответственными за распределение воды во время ежегодного разлива. Их расположение на зодиакальном круге совпадало в том время со звёздными деканами, восходящими гелиакически (перед восходом) во время разлива Нила.

Следующей богиней с младенцем на руках считается богиня Исида с младенцем Гором, т.е.. Исида в ипостаси богоматери.

Характерно, что именно с созвездием «Чаши» можно связать миф о «Святом Граале», который одновременно является и священным сосудом (чашей) «Sangreal» и истинной (королевской) кровью – «Sang real», – под которой в христианстве понимается, в первую очередь, кровь Спасителя, в которую чудесным образом превращается вино во время причастия.

В Египте, как и во многих древних обществах, королевская кровь была священной, поскольку только истинный фараон – сын Ра, – мог обеспечить благополучие своей земли и получить небесное благословение. При этом после смерти душа фараона отравлялась на Небо, где он становился одним из небесных покровителей Египта.

Таким образом, в этой ипостаси Исида была защитницей и покровительницей наследника престола, хранительницей священной королевской крови. Причем функция кормилицы фараона также находит прямую параллель в легендах о «Святом Граале», который обладал способностью чудесно насыщать своих избранников неземными яствами, о чем повествует легенда о заточении Иосифа Аримафейского.

Дева.

Иероглифически здесь изображена Дева с хлебным колосом в руке – символом возникновения жизни. Созвездие символизирует миссию (долг) человека на земле. После того, как душа адаптировалась в земном мире и прошла все этапы своего становления как личности, ей необходимо исполнить свое предназначение, т.е. то, ради чего она пришла в этом мир.

Непорочная дева символизирует готовность человека выполнить свою миссию, а хлебный колос в ее руке символизирует силу, которую она получает для выполнения своей миссии. [В дальнейшем колос трансформировался в жезл.]

Под фигурой девы изображен мужчина с мотыгой. Вероятно, он символизирует упорный труд, который необходимо приложить человеку для выполнения своего долга. Эта фигура располагается на том месте, где находится созвездие Ворона, связанное с различными препятствиями, с которыми сталкивается человек во время выполнения своей задачи.

Еще одним символом страданий и лишений, которые испытывает душа в самый ответственный период своей жизни, является планета Сатурн, который изображен в виде бога подземного мира – Анубиса, – и который является символическим напоминанием о неизбежной смерти, которая всегда преследует человека и напоминает ему о бренности его земного существования, а также о необходимости помнить о своем долге.

Весы.

Созвездие Весов символизировало вход в потусторонний (загробный) мир или, иначе, «великое подземелье». Именно так оно называется в «Бундахишне» – авестийской книге творения. В этом смысле планка весов и висящие на цепях чаши символизируют врата между миром живых и миром мёртвых.

В египетской мифологии каждый умерший должен был предстать перед судом Осириса, на котором его сердце взвешивалось. Если человек был чист и в своей жизни не нарушил небесный закон, то его оставляли в живых, и он получал возможность нового перерождения. Если его сердце было отягощено грехами, то душу человека пожирал огромный зверь (помесь пса и льва) – страж преисподней, – и растерзанная душа отравлялась в ад.

Мистерия суда, вероятно, повторялась ежегодно, в то время когда Солнце проходило созвездие Весов. Этот обычай, очевидно, переняли древние иудеи. Так согласно иудейской традиции каждый новый год (в «Рош Ашана» – Голова Года, конец сентября; по сути – день рождения Адама, совпадающий с осенним равноденствием) начинаются Вышние Суды над всеми делами каждого, живущего на земле человека, проделанные им за прошедший год. В течении 10 дней (с «Рош Ашана» до «Йом Кипур») идут эти Суды, и на основании их делаются новые записи в «Книгу Жизни» для каждого человека. Если имя человека стирается из «Книги Жизни», то он неминуемо умрет в течение следующего года. Это 10 дней глубокого покаяния, в течение которых иудеи просят у Бога доброй судьбы на будущий год, себе и своим близким. В эти дни можно еще что-то изменить. В десятый день (в «Йом Кипур») «Книга Жизни» запечатывается и уже ничего изменить нельзя.

На дендерском зодиаке этот миф отображен целиком. Справа от Весов изображен Сатурн в образе бога подземного мира Анубиса с головой шакала, который руководил изготовлением мумий и сопровождал душу на посмертный суд. В центре композиции изображены «весы правосудия», на которых происходило взвешивание сердца.

В круге над весами изображена богиня. Вероятно, это египетская богиня правосудия Маат («страусиное перо»), которая также держала весы правосудия. Если покойный прожил жизнь «с Маат в сердце», был чист и безгрешен, то оживал для счастливой жизни на полях рая, иару. Маат обычно изображали с пером в прическе, которое на суде она возлагала на чашу весов.

Под весами находится огромный лев – страж преисподней, – олицетворяющий созвездие центавра.

Фигура, следующая за львом – гиппопотам с головой человека, носящего корону Верхнего Египта. Вероятно, что эта фигура представляет богиню Мешкенет, отвечающую за благополучное рождение детей, а также за судьбы младенцев, предназначенные им ещё до их рождений. Если душа была чиста и успешно миновала стража, то богиня определяла её судьбу в будущей жизни.

Скорпион.

Созвездие Скорпиона символизировало первый этап испытаний, которым подвергалась душа, успешно прошедшая посмертный суд и получившая новую судьбу. Далее душа должна была преодолеть путь «подземного Солнца», для того, чтобы воплотиться вновь.

На первом этапе душа должна пройти через пустыню, где ее подстерегали ядовитые насекомые и звери. На этом этапе своими страданиями душа искупала свои ошибки. Защитницей души в царстве мёртвых была богиня Серкет, священным животным которой был скорпион. Поэтому богиня изображалась со скорпионом на голове. Селкет также помогала Исиде и ее сыну, когда они скрывались в болотах Хеммиса от бога Сетха, способствовала излечению Хора, ужаленного ядовитыми скорпионами.

Преодолев пустыню, душа получала возможность вступить в священную ладью Гора-Ра, в которой бог Солнца путешествовал по подземному Нилу. Гор, восседающий в ладье, олицетворял собой созвездие Змееносца и символизировал освобождение от оков прошлого.

Взойдя в ладью, душа должна была оказать Гору помощь в его борьбе с Апопом – чудовищем, обитающем в подземном Ниле. Это чудовище олицетворяло собой созвездие Дракона. На дендерском зодиаке это чудовище изображено в виде гигантского гиппопотама и помещено над Гором, сидящем в ладье.

Стрелец.

Созвездие Стрельца символизировало второй этап испытаний души в её посмертном путешествии. Здесь душа должна была сразиться, говоря современным языком, с мутантами – человеко-животными. В вавилонской мифологии существовало большое число различных монстров, самыми распространенными из которых были человеко-скорпионы и человеко-кони (кентавры). Они символизировали варварские кочевые племена аравийской пустыни, которые были самыми опасными врагами цивилизованных шумеров, зачастую нападавшие на богатые месопотамские города. Изображения этих существ встречаются на межевых камнях – отмечающих границы цивилизованного и варварского миров.

Помощником в этой битве выступал герой, который на дендерском зодиаке был изображен над стрельцом в виде воина с дубиной. В вавилонской мифологии это был герой Гильгамеш, более известный нам в греческом варианте как Геркулес. Хотя, подобный персонаж известен в мифологиях практических всех народов мира. Правда, надо отметить, что герой здесь олицетворяет созвездие Орла, а не Геракла, как в греческой астрологии. При этом олицетворением главной звезды созвездия Орла – «Альтаир», – является Орел, который сидит на плече героя и, вероятно, являлся его помощником в сражениях.

Между стрельцом и героем изображен лебедь. Лебедь символизирует истинную любовь, которую человек получает в награду за верность своему долгу. Поэтому если душа с честью пройдет второе испытание, то в награду получит высшую любовь.

Козерог.

Созвездие Козерога символизирует Учителя – носителя новых знаний, которые необходимы душе для дальнейшего продвижения. В шумерской традиции Учитель или проводник ассоциировался с козлом, а ученик с овцой, которая нуждается в руководстве.

В вавилонской мифологии существовал такой персонаж как «Оан» – человеко-рыба, который выходил из моря и передавал людям различные знания. Согласно этой легенде именно Оан был представителем древней цивилизации и передал шумерам, в частности, и астрологические знания.

Над Козерогом находится фигура бога, олицетворяющего планету Марс и символизирующего упорство и волю, которые необходимы ученику для того, чтобы успешно завершить учение.

Водолей.

Созвездие Водолея символизирует один из наиболее таинственных и важнейших этапов в перерождении души – ее оживление, т.е. наделение души временем его жизни. Символом воскресшей и ожившей души является «рыба». Этот символ широко использовался первыми христианами, как символ воскресшего Христа. В иероглифе Водолея рыба изображена лежащей под струями потоков времени, которые мужчина в царской короне верхнего Египта изливает на нее. Причем характерно, что эта вода имеет огненную энергетическую природу. Таким образом, Водолей означает жизненную силу, которая вливается в душу, начинающую новый цикл своей жизни. Вероятно, что две струи означают живую и мертвую воду, одна из которых соединяет разрозненные части души в единое целое, а другая оживляет, т.е. погружает душу в поток жизни.

Однако, в силу замкнутости нашего мира, количество жизненной энергии в нем ограничено и конечно, поэтому оживлению предшествует жертвоприношение газели, которая отдает свою жизнь во имя новой жизни. Жертвоприношение осуществляет бог Анти (Немти), который на дендерском зодиаке олицетворяет созвездие Цефея, а газель здесь олицетворяет созвездие Лебедя. Бог Немти был богом-проводником и покровителем караванного пути к Красному морю, а также покровителем всех водных путей. Поэтому в этом сюжете он приносит искупительную жертву за воскресшую душу-рыбу и помогает ей достичь океана.

Сюжет жертвоприношения повторяется в иероглифе декана, который расположен под иероглифом водолея. На иероглифе декана изображены 8 пленников со связанными руками и стоящими на коленях. Обычно так изображали людей, назначенных для принесения в жертву.

Безголовая фигура под фигурой бога Анти представляет собой его кожу, которую с него содрали, согласно одному из мифов в наказание за тот, что он обезглавил богиню красоты и гармонии – Хатор. Так же под богом Анти располагается фигура олицетворяющая саму Хатор и планету Венера, которая в этом месте зодиака находится в своем возвышении. Венера изображена богом о двух головах, держащей скипетр власти. Передняя голова в форме сокола с белой короной Верхнего Египта, а задняя – в форме женщины с красной короной Нижнего Египта. Его имя Па-нетчер-Дуа, что означает «Утренняя звезда».

Миф напоминает сюжет легенды о золотом руне, в котором шкура животного обеспечивала своему хозяину богатство и процветание. Тем более, что все египетские боги имели золотую кожу. Таким образом, эта кожа обеспечивала воскресшей душе божественное покровительство, тем более что «кожа» находится в том месте небесной сферы, где находится созвездие Дельфина, связанное с помощью и покровительством.

Этот сюжет жертвоприношения за воскрешающуюся душу являлся частью «озирических мистерий» – мистерий посвященных богу-демиургу Осирису. Согласно ритуалу воскресение «животной сущности» Осириса достигалось путем жертвоприношения живых существ, жизнь которых должна была возродить умершего бога. Иногда для этих целей употребляли военнопленных, преимущественно ливийцев, красный цвет лица и волос которых как бы воспроизводил образ Сета; по большей части, однако, довольствовались быком, газелью или другим рогатым животным, посвященным Сету.

Когда животное было убито, Гор хватал статую Осириса и клал ее в кожу, снятую с жертвы; или же, вместо мёртвого в кровавый саван ложился сам священнослужитель, игравший в мистерии роль Осириса. Это называлось «обрядом честного погребения в коже Сета».

Далее сын Осириса Гор произносил магическую формулу оживления: «Я Гор, который лепит отца своего Осириса; я создаю того, кто создал меня; я порождаю того, кто породил меня; я оживляю имя того, кто дал жизнь мне». На дендерском зодиаке это этап воскрешения души, вероятно, символизируется деканом, следующим за деканом «пленников», символом которого является гусь – один из символов сына.

После этого сестра и жена Осириса возрожденное таким образом тело Осириса заключает в тело священной коровы, которая должна заново выносить и родить возрожденного Осириса. Декан, следующий за деканом «гуся», изображает священную корову, в чреве которой душа Осириса готовится к следующему воплощению.

Рыбы.

Созвездие символизирует выбор пути, который делает каждая душа перед своим воплощением. Душа может выбрать либо мирскую жизнь, которую символизирует нижняя рыба, находящаяся под квадратом, заполненным водой, который обозначает поле, заполняемое водами Нила. Символом этого выбора является дева, держащаяся свинью за хвост. Свинья во многих культурах является символом животного спящего состояния человеческой души.

Верхняя рыба, находящаяся над полем, символизирует путь знания, которым может пойти душа. Это путь пробужденной души, которая начинает духовное восхождение. Символом этого выбора является око Гора – «Уаджет». Оно символизирует духовное зрение, дающее человеку возможность изучать мир. Есть версия, что это око олицетворяет звезду «Алголь». В индийской астрологии эта звезда является главной звездой стоянки «Криттика», которая связана с тайными знаниями.

Сюжет тайных знаний повторяется в символе декана, находящего под «оком Гора». Этот декан изображается как писец – жрец Тота, – со скрижалью в руках.

Символ поля, олицетворяющий созвездие Пегаса, является одним из древнейших символов судьбы как «удела», который душа получает в свое распоряжение в текущем воплощении. Это «поле», говоря современным языком, представляет собой индивидуальный пространственно-временной континуум, выделенный человеку для жизни на Земле. Поэтому не случайно, во многих культурах судьба человека сравнивалась с полем, а человек с пахарем, работающем на этом поле. В русской культуре на эту тему существует пословица: «жизнь прожить – не поле перейти».

Непосредственно связанным с символикой поля является символ «жребия», согласно которому человек получает свой удел. Распределение уделов по жребию является одной из распространенных практик в древнем обществе. При этом в качестве жребия зачастую выступают игральные кости. В египетской мифологии этот сюжет также присутствует. Так в одном из мифов бог Тот выигрывает в кости у Луны 5 дополнительных дней, увеличивая, таким образом, продолжительность года.

Сергей Евтушенко
25 октября 13

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Джоан Конман. КРУГЛЫЙ ЗОДИАК ХРАМА ХАТХОР В ДЕНДЕРЕ. Пер. с англ. Виктор Фрост. 2002 год.
  2. В. П.Горан. «Древнегреческая мифологема судьбы». Издательство «Наука», 1990 год.
  3. Б. Ван-дер-Варден. «Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии». Пер. с англ./Под ред. А.А.Гурштейна. – М. «Наука», 1991 год.
  4. Иван Рак. «Легенды и мифы Древнего Египта». Издательство «Нева», Спб, 1997 год.
  5. Александр Морэ «Цари и боги Египта». Государсвенная публичная историческая библиотека России, – М., 2003 год.