КАРМА, ЛУННЫЕ УЗЛЫ И ЗАТМЕНИЯ

«Карма человека - как сокровище, которое до времени охраняется согласно предписанному закону. В нужный момент Время притянет к нему его «хозяина» - человека, создавшего эту карму.

Подобно плодам и цветам, появляющимся без постороннего указания в нужное время, карма, созданная в прошлых жизнях, не может нарушить законов Времени, и ее плоды проявляются когда они должны проявиться.

Также, как теленок узнает свою мать, корову, даже в стаде, также и карма, созданная кем-то в прошлых жизнях, узнает создавшего и настигает его.»

Махабхарата

АННОТАЦИЯ

Изначально в гимнах Ригведы (Ригведа это самая древняя из 4-х вед, являющихся основой ведантизма – одного из направлений индуизма) словом карма обозначалось действие вообще, а также действие ритуальное (в частности, жертвоприношение, как одно из видов ритуальных действий).

В философии современного индуизма карма одновременно означает действие, его причину, последствия этого действия и закон, управляющий процессом превращения причин в следствия. Поэтому наиболее близким по смыслу синонимом понятия карма является термин «причинность». Причем, причины могут быть какими угодно, как негативными - греховными, так и позитивными - праведными. Грех ведет в ад, а праведность ведет в рай. И то и другое есть карма, т.е. оба пути имеют собственную причинность, т.е. карму.

Когда мы делаем праведное деяние, то возникает карма, ведущая нас к просветлению, когда совершаем грех, то возникает карма, ведущая нас к неведению. Необходимость введения данного понятия возникла потому, что в большинстве случаев невозможно разобраться во всем множестве причин, приведших к конкретной ситуации.

Поэтому был введен термин КАРМА, которым была названа эта причинная совокупность, порождающая текущую жизненную ситуацию. Он указывает на причины возникновения ситуации, но не дает ее оценки с точки зрения нравственного закона.

Таким образом, понятие карма объединяет, как минимум, два элемента: закон причинности и индивидуальный опыт взаимодействия с этим вселенским законом.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВСЕЛЕНСКИЙ ЗАКОН ПРИЧИННОСТИ

Во всех религиях существует понятие о вселенском законе, созданном Творцом мира, который управляет судьбами всех существ, населяющих этот мир. Причем закон, в данном случае, это не тот земной официальный свод государственных правил, про которые в России говорят: «закон, что дышло – куда повернул, туда и вышло». В отличие от государственных законов, небесные законы действуют неукоснительно, поскольку в самом божественном законе заложен механизм его реализации. Это главное отличие небесного закона от земного. Поэтому столь же неотвратимо в небесном законе действует принцип: «незнание закона не освобождает от ответственности». Причем ответственность в данном случае возникает автоматически за каждый совершенный поступок и передается по наследству. В Ветхом завете это выражено следующим образом:

Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода. (Числа 14:18)

В христианской традиции, в отличие от индийской, божественный закон имеет ярко выраженную нравственную окраску. Если индийские философы стараются избегать каких-либо оценок человеческой деятельности, и просто констатируют факт возникновения определенной причинности, то в традиции Ветхого завета каждому человеческому поступку дается нравственная оценка. Причем соблюдение закона в христианской традиции ставится выше соблюдения различных ритуальных правил и индивидуальных молитв:

Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва -- мерзость. (Притчи 28:9)

Подобное превосходство нравственности над ритуальностью утверждается, помимо христианства, только в зороастризме. Таким образом, весь пафос ветхозаветной традиции направлен на демонстрацию различных форм реализации божественного закона, целью которой является преподнесение наглядного урока людям:

Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. (Книга Иисуса Навина 1:8)

Изучая эту демонстрацию, человек может увидеть, какие последствия возникают вследствие совершения тех или иных поступков.

Если рассматривать ветхозаветную традицию именно под этим углом зрения, то можно получить достаточное полное представление о том, как божественный закон реализуется в разнообразных жизненных ситуациях.

В этом смысле Ветхий завет это показательная история реализации кармы еврейского народа. Главная особенность этой кармы состоит в том, что каждый поступок любого библейского персонажа глубоко символичен, т.е. в нем реализуется определенный универсальный миф общечеловеческой культуры в гротескной форме.

Таким образом, мифологические сюжеты здесь практически не затеняются никакими локальными особенностями культуры их персонажей, что существенно повышает их наглядность. Именно поэтому библейские сюжеты понятны людям практически любой культуры, и могут служить хорошим примером проявления кармы – всеобщего универсального закона.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЗАКОНОМ ПРИЧИННОСТИ

Вторым значительным элементом понятия кармы является индивидуальный опыт взаимодействия каждого из созданий, и в частности человека, с универсальным божественным законом, накопленный им за всю свою историю существования в мире.

Все религии сходятся на том, что человек состоит как из тленных элементов, которые разрушаются в момент смерти, так и из бессмертных, которые существуют вечно. В самом общем виде смертные части человеческой натуры можно назвать телом, а бессмертные душой.

Условно говоря, сознание каждого человека содержит в себе некий «черный ящик», в котором записана вся его предыдущая история, как личная, так и история его предков. Этот «ящик» иногда называют кармическим (каузальным) телом человека.

Гениальный психолог Карл Густав Юнг называл этот ящик «бессознательным». Именно индивидуальное бессознательное является источником рефлексов – спонтанных неосознаваемых импульсов, управляющих волей (поведением) человека помимо его разума.

Как показывают современные психологические исследования, примерно 90% поведения человека определяется не разумом, а рефлексами. Таким образом, жизнь подавляющего числа людей есть бессознательная реализации их индивидуальной кармы (кармической программы).

Индивидуальная карма человека состоит из двух основных частей: личной и родовой. Личная часть является историей путешествий души со дня ее сотворения Богом, а родовая является историей всех предков человека.

В результате, индивидуальная карма человека побуждает его бессознательно совершать поступки, которые являются ее воплощением. В свою очередь, совершение любого поступка даже в бессознательном состоянии порождает обратную реакцию мира и, соответственно, - новую карму.

Причем эта реакция также определяется кармой, но уже ее универсальной составляющей. Таким образом, в самом простом случае, предрешенными и предсказуемыми оказываются как сами поступки человека, так и их внешние последствия.

Однако, эта формула реализуется в явном и понятном виде только в условиях длительного временного постоянства среды, в которой действует человек. В том случае, если условия жизненной среды человека сами претерпевают изменения под действием своей кармы, (Здесь надо отдельно отметить, что собственная карма есть у стран, народов, целых регионов мира и т.д.) то соответственно этим изменениям меняется и реакция внешней среды на действия человека.

Поэтому в таких переменных условиях внешней среды предсказать конкретные формы реализации кармы отдельного человека бывает очень затруднительно, а иногда и просто невозможно. В таких условиях можно сказать лишь то, что в определенное время у человека реализуется определенная карма. Однако, понять какие конкретные события его жизни будут являться следствием этой реализации зачастую не представляется возможным. Ведь полным всеведением обладает только Господь, а человеческий разум просто не в состоянии решать такие сложные задачи.

КОНЦЕПЦИЯ КАРМЫ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

Современная наука не признает факта существования кармы. Этому, в первую очередь, препятствует современная научная парадигма, исключающая реальность духовных феноменов. Возможно, в дальнейшем, ситуация изменится.

Единственной современной наукой, в какой-то степени соприкасающейся с кармическими феноменами, является психология. Разработанное Карлом Юнгом учение об архетипах бессознательного отчасти описывает данное явление, однако, не раскрывает его сути.

В самом грубом приближении можно отождествить юнговские «архетипы» с «самскарами». Подобно тому, как архетипы представляют собой смысловые паттерны, наполненные бессознательным содержанием, также и самскары представляют собой единичные кармические сценарии.

Каждая отдельная личность наполняет эти абстрактные сценарии конкретным индивидуальным смыслом. Юнг нашел и описал психический механизм, посредством которого архетипы определяют поведение человека. Ученый обнаружил, что заряженный эмоцией архетип/образ наполняется психической энергией, благодаря которой он становится динамичным, обладающим способностью формировать ситуативную ткань жизни человека. Фактически посредством описанного механизма происходит реализация кармы.

Суть активизации архетипа состоит в том, что самскара оживает, наполняясь психической энергией. В результате включается кармический сценарий, являющийся ее отражением/проекцией. Этот сценарий вовлекает человека в заданные им ситуации, и управляет поведением человека в этих ситуациях.

ГЛАВНАЯ КАРМИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

В прикладном плане индивидуальная карма человека представляет собой совокупность его личного реинкарнационного опыта (т.е. накопленного в течение всех предыдущих воплощений человека) и опыта его предков.

Натальная астрология как наука занимается изучением принципов реализации личной кармы, и времени реализации отдельных ее элементов-самскар, каждый из которых активизируется в жизни человека в строго определенный момент времени.

С помощью астрологической карты человека можно увидеть, в каких сферах жизни будут проявляться те или иные базовые архетипы (самскары) человека. Однако, поскольку у каждого человека все самскары наполнены индивидуальным смыслом, то определить конкретные формы проявления тех или иных самскар у отдельной личности достаточно сложно.

При этом анализ карты позволяет выявить наиболее кармически отягощенные сферы жизни. Отягощенные в смысле отсутствия контроля над данной сферой со стороны разума. Именно это обстоятельство является признаком наиболее тяжелой формы реализации кармы, поскольку в этом случае воля человека оказывается вне контроля разума, и во власти бессознательных кармических импульсов. Такое состояние можно назвать помрачением или затмением разума.

Таким образом, в жизни человека может возникнуть некая АНОМАЛЬНАЯ ЗАТМЕННАЯ ЗОНА, в которой его разум не может нормально функционировать, и в которой человек неизбежно будет вынужден столкнуться с некомпенсированными проявлениями собственной кармы. С некомпенсированными в том смысле, что в этой зоне не срабатывают обычные механизмы психологической компенсации, такие как вытеснение, проецирование, перенос и т.д. В этой зоне кармические сценарии (архетипы) человека реализуются в том виде, в котором они существуют в его бессознательном.

Поэтому ОСМЫСЛЕНИЕ И УПОРЯДОЧИВАНИЕ ЭТОЙ ЗОНЫ я называю ОСНОВНОЙ КАРМИЧЕСКОЙ ЗАДАЧЕЙ личности.

Хорошей демонстрацией характера жизненных процессов, протекающих в подобных сферах, являются фильмы Андрея Тарковского. Поскольку режиссер страдал психическим расстройством, то его картины хорошо отражают эффект помрачения разума.

Особенно показательны в этом смысле «Сталкер» и «Солярис». В «Сталкере» представлена некая аномальная зона, в которой можно передвигаться только по определенным пространственным коридорам, постоянно перемещающимся и абсолютно не подчиняющимся законам логики. Попадая в эту зону, люди становятся ее пленниками, вынужденными подчиняться ее внутренним правилам, и не имея возможности контролировать даже собственные поступки.

В «Солярисе» отражена еще одна форма помрачения. В этом случае в жизненное пространство человека постоянно вторгается нечто, с чем человек вынужден взаимодействовать, независимо от своего желания. Причем, как и в первом случае, поведение данного субъекта является абсолютно бесконтрольным со стороны самого человека. Иначе говоря, человек не может ни установить свои правила игры в своем жизненном пространстве, ни прогнозировать поведение пришельца.

ЛУННЫЕ УЗЛЫ

Астрономически лунные узлы являются пересечением плоскости эклиптики, и плоскости лунной орбиты. Солнечные затмения бывают тогда, когда новолуние происходит в области одного из лунных узлов. Лунные затмения происходят в полнолуние также вблизи оси лунных узлов.

Название восходящего лунного узла пришло к нам из ДЖИОТИША, где он называется Раху. Мифологическим образом Раху был дракон, который периодически проглатывал Солнце и Луну, вызывая солнечные и лунные затмения.

При этом есть основания полагать, что этот мифологический образ демона затмений индийские астрологи заимствовали из Вавилона вместе с другими астрологическими знаниями, поскольку термин РАХУ НЕ ИМЕЕТ ЭТИМОЛОГИИ В САНСКРИТЕ, в то время как РАДУ (одно из имен демона затмений в шумеро-вавилонской мифологии) на аккадском языке означает ШТОРМ.

Из обрывков легенд можно предположить, что в шумерской мифологии демоном, вызывающим затмения, считался ИМХУЛЛУ (IM.HUL) – «гибельный ветер» или «разрушительная буря», олицетворявший песчаную бурю, которого также называли РАДУ(шторм) и УРПАТУ САЛИМТУ(черная туча).

В сохранившемся обрывке вавилонского мифа рассказывается о том, как «семерка» демонов, бросив вызов богам, захватила небо, а РАДУ (демон затмения) пленил Луну, вследствие чего она стала излучать мрачное кровавое сияние, и Солнце, вследствие чего оно погасло и перестало давать свет. И только совместными усилиями боги Энки (олицетворение вод) и Гирра (олицетворение солнечного света и летнего зноя) сумели прогнать семерых и восстановить порядок во вселенной.

Древние астрологи считали, что Раху затмевает Солнце, чем нарушает естественный ход вещей. Поэтому его астрологическое влияние также связано нарушением (блокировкой) нормального хода событий в тех сферах, на которые распространяется его влияние.

Индийский астролог Рао так описал влияние Раху: "планета Раху, являющаяся причиной затмений, вызывает также затмение чего-то и в нашей жизни... Раху - это "точка одержимости" в вашей карте, которая может стать точкой возвышения или упадка. Раху обязательно делает это в каждом, без исключения, гороскопе.

ЗАТМЕНИЯ - СИМВОЛЫ РОКА

Затмения всегда связаны с неотвратимыми роковыми событиями, которые фатальным образом влияют на жизнь людей. Это влияние, как показывает практика, ощущается всеми без исключения людьми и эгрегорами (организациями, государствами).

Согласно древнегреческому астрологу Птолемею наибольшую силу солнечное затмение приобретает в том случае, когда оно не только попадает на значимые точки карты города или страны, но и видимо в данном регионе.

При этом характер влияния затмений на жизнь отдельных персон зависит от того, насколько сильно затрагивает затмение натальную карту этой персоны в целом, и на какие сферы жизни распространяется это влияние.

Поскольку в астрологии сигнификаторами (указателями) сфер жизни человека являются дома натальной карты, то затмение активизирует механизмы реализации кармы, в первую очередь, в тех сферах жизни человека, которые сигнифицируются домом, в котором произошло затмение.

Суть этой активизации проявляется в том, что внимание (мысли) человека, независимо от его воли, оказывается прикованным к этой сфере. А поскольку именно мысли определяют поведение человека, то они вовлекают его в череду событий, обусловленных его кармой. Поэтому в периоды действия затмения вся карма, накопленная человеком в данной сфере, активизируется и проявляется в виде событий.

Вследствие чего на некоторое время человек теряет контроль над течением своих мыслей, и вынужден обращать внимание на проблемы, о которых в течение длительного времени он предпочитал просто не думать.

Поэтому затмения, как солнечные, так и лунные, нельзя толковать однозначно плохо или однозначно хорошо. В затмение человек получает от Судьбы уникальный шанс изменить ход своей жизни. Результат действия конкретного затмения зависит, в первую очередь, от накопленной кармы человека, его Веры и целеустремленности. Однако, эти изменения неотвратимы и неизбежны.

СОЛНЕЧНЫЕ ЗАТМЕНИЯ

Во время солнечного затмения плотность времени уменьшается. Это явление открыл и описал астрофизик Николай Козырев. Таким образом, воздействие затмения на людей носит вполне конкретный характер. В момент затмения трансформируется Время - одно из фундаментальных свойств нашего мира. Именно поэтому воздействие затмений носит столь тотальный характер.

В момент затмения человек остается наедине с самим собой, поскольку нити, связывающие его с окружающим миром, ослабевают. Причем непосредственно перед затмением и сразу после него эти нити становятся видимыми визуально. В своей книге К.Н. Рао приводит описание этого оптического феномена и индийский миф, связанный с ним:

Небесные явления обладают своеобразной таинственностью и силой, которая, идет из мифов и легенд древних времен... В Индии распространенным по всей стране мотивом народных историй и пуранических сказаний является мотив "поглощения", или "пожирания", обычно ассоциирующийся со змеей. Рассказывают, что Ганеша, слоноликий, только что плотно отобедал, когда заметил вдруг, что Солнце и Луна смеются над ним. Ганеша обиделся и решил покарать светила за такую дерзость. Он немедленно отрядил змей, которых он постоянно носит обвитыми вокруг пояса, чтобы они проглотили эти невежливые небесные тела. Они исполнили это приказание, и вся Земля погрузилась в темноту.

...Доктор Нирупама Рагхаван, директор Планетария им. Неру, говорит, что этот миф основан на реальных наблюдениях. "Совсем незадолго, всего за тридцать секунд до полного затмения, небо темнеет и, так как солнечный свет пробивается в него теперь лишь через очень маленький участок, то его лучи распространяются по небу в виде длинных гибких волн, которые выглядят как миллион змей или червей. Затем они исчезают, и появляются вновь в конце полного затмения..."

Вероятно, многие наблюдали эффект замедления времени в момент солнечного затмения. Создается впечатление, что часы останавливаются, и время тянется бесконечно. Поэтому солнечные затмения становятся точками выбора, когда намерения человека получают возможность преодолеть инерцию привычного хода вещей и изменить направление движения человека во времени. Поэтому солнечные затмения это точки перемен. Однако, перемены могут быть как удачными и благоприятными, так и неудачными и трагическими.

В результате, в момент солнечного затмения возникает новая причинность, запускающая новую череду событий. В этом смысле солнечные затмения являются поворотными точками или переключателями событийных потоков. Эта событийная последовательность может быть спрогнозирована в процессе анализа взаимодействия карты затмения с картой исследуемого объекта.

ЛУННЫЕ ЗАТМЕНИЯ

В противоположность солнечным затмениям, в момент лунных затмений время максимально уплотняется.

В результате даже самые слабые и вытесненные связи человека с окружающим миром наполняются событийной силой. Поэтому в момент лунного затмения человек оказывается в гуще событий, являющихся проекцией его бессознательного. Люди, не задумывающиеся о смысле своей жизни, оказываются захлестнутыми валом неуправляемых событий, над которыми они полностью теряют контроль. В результате, в худшем случае, в момент лунных затмений возрастает психическая нагрузка, и люди становятся склонными к немотивированным бессознательным поступкам.

Иными словами, лунные затмения можно назвать индикаторами осознанности жизни. В лучшем случае человек получает возможность упорядочить свои связи и контакты с окружающими людьми, найти решения проблем во взаимоотношениях, а, в худшем случае, рискует стать заложником чужых намерений и пешкой в чужой игре.

Сергей Евтушенко
14 января 05