ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ «СТРАЖИ НЕБА»
(Рапитвина, Вакшья, Аза, Тиштар, Вананд, Хауранг + Анубис, Осирис, Исида) - работают ли они на практике или нет?
Виртуальные планеты используются в астрологии достаточно давно. Они могут быть разделены на три категории.
К первой категории относятся те, которые являются воплощением неких циклов, не имеющих индикаторов в виде реальных планет. Например, в китайской астрологии используется планета с циклом 20 лет. Это цикл больших мутаций – соединений Юпитера и Сатурна, которые происходят с подобной периодичностью.
Ко второй категории относятся точки, полученные в результате различных математических операций с реальными планетами или элементами их орбит.
Например, к данной категории относятся такие планеты как Раху и Кету, являющиеся узлами лунной орбиты, Лилит, являющаяся апогеем лунной орбиты, а также различные жребии (арабские точки).
Также к этой категории можно отнести планеты «открытые на кончике пера», т.е. планеты, которые были рассчитаны астрономами по возмущениям орбит других планет. [Таким образом были открыты Уран и Нептун.]
Данную категорию планет можно считать наиболее «объективными» из всего данного класса, если понятие объективности вообще может быть применено к ним. Во всяком случае, положение данных планет вычисляется наиболее точно.
К третьей категории относятся планеты, предназначенные для астрологического анализа некоторых абстрактных принципов, существующих в рамках определенных культур. В мифологическом смысле эти принципы являются отражением иных трансфизических слоев нашей планеты.
В Махабхарате описано множество различных планет, которые, по сути, являются отдельными мирами, куда может попасть душа человека для продолжения своей эволюции. В современных астрологических системах виртуальные планеты этой категории также используются.
Наиболее обширный опыт использования этих планет существует в ГША (Гамбургской школе астрологии). Большая часть фиктивных планет этой школы были введены в астрологический оборот ее основателем Альфредом Витте.
Вообще, как показывает практика, потребность в использовании планет подобной категории возникает у людей с отягощенным бессознательным. Поскольку эти люди «видят» в мире такие явления, которые являются проекциями их темного бессознательного, у них возникает потребность найти сигнификаторов подобного рода явлений.
Поэтому не случайным является тот факт, что авторы данной категории планет имеют в своих картах поврежденную Луну, которая является указателем картины мира человека. Характерно, что в натальной карте Альфреда Витте Луна находилась в зоне влияния Раху, в карте Павла Глобы ночное светило соединяется с Лилит.
Об этой категории планет совершенно недвусмысленно высказался Джон Фроули в книге «Подлинная астрология»:
В 1846 году открыли Нептун, а в 1930 году – Плутон. К настоящему моменту известны тысячи других небесных тел, в том числе масса астероидов, да еще странные объекты вроде Хирона, с точным обозначением которых астрономы никак не определятся. Но некоторым астрологам этого мало. Они придумали дополнительные гипотетические планеты, которых люди пока не видят, якобы потому, что духовно не доросли до их видения.
[Предполагается, что уж сами-то астрологи, которым ведомо существование и положение этих планет, находятся в духовном авангарде человечества.]
Но вот что странно: сведения об этих новых объектах ни на йоту не увеличили точность астрологических суждений. Более того, создается впечатление, что чем большее количество объектов астрологи включают в гороскопы, тем больше они запутываются. При этом, похоже, они руководствуются принципом: «Мне неохота досконально изучать традиционный метод, а потому изобрету-ка я собственную систему».
Большинство предложенных Глобой виртуальных планет, относится к третьей категории, т.е. они являются указателями на определенные категории личного мировоззрения Павла Глобы, или, говоря языком аналитической психологии, большинство этих планет является проекцией его индивидуального бессознательного.
Поэтому большинство из них имеют смысл исключительно в его индивидуальном смысловом пространстве, т.е. составляют его личную картину мира. Таковыми, в частности, являются «стражи неба», Вакшья, Аза, Рапитвина и др..
Однако, наряду с этими «личными планетами ППГ» на ранних этапах существования АСППГ использовались виртуальные планеты второй категории, в частности, введенные в астрологическую практику американским астрологом Чарльзом Джейном. Это Исида и Осирис. Согласно Астрологической Энциклопедии Куталева, «Исида и Осирис были введены в астрологическую практику голландскими астрологами начала века; затем она стала использоваться некоторыми астрологами США».
Также в ранний период своей деятельности Глоба использовал такие планеты как Прозерпина и Вулкан, гипотетические орбиты которых были рассчитаны советскими астрономами в 60-х годах прошлого века. [Параметры этих объектов были опубликованы в справочнике астронома-любителя за 1971 год]. Подробнее об этих планетах читайте в статье «Откуда взялась Прозерпина?»
Вообще в 60-е годы XX-ого века появилось много теорий, предполагавших существование «новых» астрономических объектов. Какие-то из них потом были реально обнаружены астрономами, а какие-то оказались лишь плодом фантазии их создателей. Однако, в АСППГ нашлось место для всех из них.
При этом астрологическая интерпретация этих планет осуществлялась в соответствии с их названиями, которые им присвоили их разработчики. Правда, надо сказать, что Вулкан не получил широкого распространения в АСППГ, поскольку был оттеснен планетойдом Хироном (в 1988 году причислен к классу комет), занявшим его место в качестве «хозяина» знака Весов. В то время как Прозерпина получила гораздо большую популярность и до сих пор активно используется приверженцами этой школы.
Наиболее сложный семантический ряд у ППГ связан с планетой Вакшья. Ее мифологический образ ближе всего к Вакху (Бахусу), являющемуся одним из наименований Диониса. Мистерии Диониса сопровождались употреблением больших количеств вина, в результате чего участники впадали в «священное» безумие.
В АСППГ эта планета через свой цикл 108 лет связана с «точкой смерти». Таким образом, эта планета в мифологии ППГ олицетворяет дионисийское хаотическое начало, поэтому не случайным является тот факт, что ППГ наделяет эту планету такими свойствами как безумие, дезориентация в пространстве и времени, стирание личной истории и т.п..
Поскольку «точка смерти» является составляющим элементом главной прогностической техники АСППГ, то эта планета несет на себе значительно большую смысловую нагрузку, нежели все остальные виртуальные планеты. Связь с «точкой смерти» указывает на то, что для ППГ она является олицетворением «мортидо» (в аналитической психологии – бессознательное стремление к смерти).
Таким образом, я полагаю, что Глоба пытался с помощью этой планеты описать целый класс психических расстройств, связанных с нарушением ассоциативного процесса, при которых наблюдается частичное повреждение разума человека.
Однако, нет необходимости вводить специальную планету, отвечающую за подобное состояние рассудка, когда его естественным сигнификатором является Луна. Очевидно, что все психические нарушения могут быть идентифицированы, в целом, путем анализа положения Луны в натальной карте человека, и, в частности, при анализе аспектов Луны.
Как показывает практика, наибольшая опасность психических расстройств возникает в том случае, когда ночное светило аспектируется Раху, Лилит, Марсом, Сатурном, Ураном или Нептуном (Планеты приведены согласно силе негативного воздействия на психику). В карте известного психоаналитика Зигмунда Фрейда Луна находится в дальнем соединении с Сатурном, а в карте Густава Юнга в соединении с Нептуном.
Следующей по значимости планетой с АСППГ является Приап. Эта фиктивная планета была разработана и введена в астрологическую практику немецкими астрологами. Ее эфемериды и трактовки приводятся в книге «Лилит и Приап» (Кох Д., Риндген Б.).
Глоба связал функции этой планеты с мужской сексуальностью и генетической памятью. Однако, в классической астрологии сигнификатором мужского полового инстинкта является Марс, а сигнификатором генетики и генетической памяти – Луна. Поэтому, согласно принципу достаточности, нет необходимости вводить новую планету для сигнификации тем, которые могут быть описаны с помощью классических методов.
Остальные же планеты, придуманные Глобой, в большинстве своем являются искаженными элементами авестийской мифологии. Например, в авестийском тексте «Бундахишн» описаны главные звезды небесной сферы, названные ее стражами.
Например, олицетворением звезды Сириус является авестийский изед Тиштрия (Tistar). В АСППГ эта звезда «превратилась» в виртуальную планету Тиштар. Созвездие Большой Медведицы, названное в Бундахишне «Haptok-ring» и являющееся стражем севера «превратилась» в виртуальную планету Хаурангу. Звезда, названная в «Бундахишне» «Sataves» и, являющаяся стражем запада, «превратилась» в виртуальный Шатаваэш, объединенный Глобой с Приапом. Звезда «Vanand», не имеющая четкой идентификации и являющаяся стражем Юга «превратилась» в виртуальную планету Вананд.
ППГ наделил придуманные им планеты функциями хранителей времени. Однако, с точки зрения астрологической практики применение этих планет не имеет смысла, поскольку в нашем мире в современном его состоянии присутствует только один поток времени, имеющий направленность и обладающий свойством необратимости.
А раз не существует отдельных потоков прошлого, настоящего и будущего времени, то нет никакого смысла вводить специальные сигнификаторы (стражи) для этих несуществующих явлений. Тем более, что в реальной авестийской мифологии данные Изеды, олицетворяемые неподвижными звездами, были хранителями пространства, а не времени.
При этом в зороастрийском пантеоне был особый Изед – хранитель времени – Зурван [Зерван]. На одном из этапов развития своей школы Глоба много говорил о нем, даже утверждал, что сам является «зерванитом». [Зерванизм это гностический вариант зороастризма, подобный митраизму и манихейству. В период правления сасанидской династии (III-VII в.) рассматривался как ересь наравне с манихейством и маздакизмом.] [1]. Поэтому, если уж вводить планету-стража времени, то правильнее было бы назвать ее именем авестийского Изеда времени.
«Планета» Рапитвина происходит от авестийского понятия «Рапитвин», олицетворяющей в авестийской мифологии жизненную силу земли. Летом дух «Рапитвин» поднимается на поверхность земли и оживляет заснувшую природу, зимой Рапитвин уходит под землю и согревает корни деревьев.
ГЛОБА превратил
«Рапитвину» в образ идеальной Земли. При этом сама идея планеты-двойника земли возникла в теософской среде в начале XX-ого века. Согласно воззрениям теософов эта планета называлась Глория. В этом случае мы имеем дело с более сложной ассоциацией, однако, некий общий семантический ряд все же просматривается. Конечно, в определенном смысле, живительный дух земли можно отождествить с ее идеальным образом.
Демон «Аз» также описан в «Бундахишне». В переводе с авестийского Аз означает жадность. В «Бундахишне» об этом демоне говориться, что «это та, которая все проглатывает, а когда через лишения ничего больше не приходит, она поедает самое себя; она есть та демоничность которая никогда не наполняется (не удовлетворяется), даже если все богатства мира будет ей дано.». Этот демонический образ также глубоко укоренен в бессознательном индоевропейцев. В частности, его описал известный английский вестник Джон Толкиен в образе паучихи Шелоб.
Праобраз планеты Люцифер также «родился» в недрах советской астрономии. В начале 90-х годов XX-ого века группа астрономов под руководством Шпитальной попытались реконструировать орбиту «темной звезды», которую, как предполагалось, несколько раз фиксировали астрономы во время ее прохождения по неподвижным звездам.
В результате обобщения многолетних наблюдений астрономы предположили, что главное светило нашей системы – Солнце, – имеет карликовый двойник, обладающий настолько низкой отражательной способностью, что засечь его в телескоп можно только во время прохождения этого тела на фоне какой-либо звезды. Ученые предположили, что столь низкий альбедо является следствием внутренней структуры звезды, ядро которой состоит из ядер железа, лишенных своих электронных оболочек. Вследствие чего группа Шпитальной назвала этот объект «железной звездой».
Кстати, эта версия имеет параллели в тибетской мифологии, в которой также описан карликовый двойник Солнца, называемый «металлической планетой». Далее, обобщив данные о возможных наблюдениях этого объекта, ученые пришли к выводу, что его период обращения может составлять около 1000 лет, а его орбита иметь очень большой угол наклона по отношению к эклиптике. (В силу этого обстоятельства практические не фиксируются гравитационные возмущения, которые теоретически должно порождать столь массивное тело.)
К подобным выводам пришли и американские астрономы. Как известно, существует плоскость Лапласа, перпендикулярная вектору суммарного орбитального момента всех планет и вращательному моменту Солнца. Ориентация этой плоскости должна оставаться неизменной вследствие закона сохранения момента Солнечной системы, ввиду её изолированности от удалённых звёзд.
Однако, опыт показывает, что плоскость Лапласа прецессирует с периодом около 36000 лет, что возможно только в том случае, если в расчёте полного момента Солнечной системы не учтён вклад орбитального момента какого-то массивного тела, имеющего период обращения около 36000 лет!
Анализируя возмущения в движении долгопериодических комет, американские ученые пришли к выводу о наличии на большом расстоянии от Солнца массивного тела – «коричневого карлика», названного ими Люцифером.
Именно это название и использовал Глоба. Однако, в этот раз он по каким-то причинам, изменил параметры орбиты, рассчитанные учеными, и предложил собственную версию этого объекта. Правда, в АСППГ этот объект не получил широкого распространения, поэтому вопрос о его орбите остался непроясненным для адептов этой школы.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что для моделирования подавляющего большинства ситуаций эти планеты просто не нужны. Поскольку, во-первых, бытовые явные ситуации отлично описываются с помощью планет и небесных светил, видимых невооруженным глазом, а, во-вторых, трактовки этих планет несут на себе отпечаток личности их создателя, поэтому, используя эти планеты, астролог начинает смотреть на мир через призму бессознательного автора этих точек.
Сергей Евтушенко
07 ноября 2005
[1]
Подробнее читайте в статье Глоссария – «Зурванизм».